17.04.2021, 4:33

Четыре уровня компетенции или как работает процесс обучения. Для чего это знать

Четыре уровня компетенции или как работает процесс обучения. Для чего это знать
Обучение похоже на восхождение по лестнице 

Модель четырех уровней компетенций объясняет, как работает процесс обучения.
Обучение похоже на восхождение по лестнице: вы должны подняться на предыдущие ступеньки, прежде чем достичь вершины.
Однако перед тем, как начать, вам сначала нужно осознать то, чего вы не знаете.

Независимо от того, собираетесь ли вы выступить на публике, улучшить свои пищевые привычки или приобрести новые управленческие навыки, вы должны сначала осознать свое невежество.

Модель четырех стадий компетенций, также известная как четыре стадии обучения, матрица обучения или лестница осознанных компетенций, иллюстрирует универсальный процесс обучения:

• бессознательная некомпетентность
• сознательная некомпетентность
• сознательная компетентность
• бессознательная компетентность

Эта концепция, разработанная в 1970-х годах Ноэлем Берчем, подчеркивает важность осведомленности и уровня навыков как двух факторов, влияющих на приобретение новых компетенций.

Освоение новых навыков - сложный и поэтапный процесс, требующий решимости, дисциплины и готовности преодолевать трудности.
Поэтому эмоции, характерные для каждого этапа обучения, также связаны с ними.

Вначале вы обычно не понимаете, насколько наука впереди. Осознание этого состояния может стать источником сомнений, худших результатов или даже исключения из учебы.
Понимание эмоций, возникающих на каждом этапе процесса обучения, поможет вам действовать последовательно и найти мотивацию в трудные моменты.

1. Бессознательная некомпетентность

Первый этап - это незнание того, что навык существует и что он вам вообще нужен.
Вы можете делать что-то не так и не осознавать необходимость освоения новых навыков и даже отрицать эту потребность. Следовательно, вам необходимо осознать свою ситуацию и понять ее ценность.

Человека на этом этапе может быть излишне самоуверенным, что не только не позволяет увидеть необходимость перемен, но даже ведет к переоценке навыков.

Это явление описывает эффект Даннинга-Крюгера. Он объясняет, откуда берется оценка знаний, неадекватных реальности, и этот эффект распространяется не только на основные компетенции, но и на оценку собственного эмоционального интеллекта.

Поэтому на данном этапе первым шагом к изменению ситуации является понимание ценности, которую принесет освоение нового навыка. Начало будет нелегким, но тренировка сделает все идеально.

2. Сознательная некомпетентность

Суть второго этапа - осознать, что вам нужны определенные знания или навыки.

Вы понимаете, что другие гораздо более компетентны, чем вы. Им легко делать то, что действительно бросает вам вызов.

Как только вы поймете ценность приобретения нового навыка, вы начнете учиться. На этом этапе совершение ошибок и периодическая потеря уверенности будут неизбежной частью процесса.

Поэтому важно постоянно помнить о причинах предпринимаемых вами действий и о цели, которую вы пытаетесь достичь.

Сосредоточение внимания на цели, которая изменит вашу жизнь или откроет путь к новым профессиональным перспективам, станет источником мотивации во время сомнений.

3. Сознательная компетентность

На этом этапе вы уже знаете, что можете делать. Вы в курсе проделанной работы, можете грамотно оценить, что умеете, а что требует практики.

Вы регулярно повышаете свою квалификацию и приобретаете больше уверенности в себе.

Использование новых знаний по-прежнему требует концентрации и усилий, но по мере накопления опыта ваши действия становятся автоматическими. Ищите возможности как можно чаще использовать свои навыки.

4. Бессознательная компетентность

Это этап использования новой квалификации. Ваши знания и опыт настолько велики, что вы используете приобретенные навыки бессознательно и интуитивно. Без сомнений и усилий.

Однако приобретение навыков и умений не означает окончания учебного процесса. Настал момент ответить на вопрос, как вы можете развиваться дальше.

На этом этапе вы можете поделиться своими знаниями с другими, написав экспертные статьи или проведя обучение. Благодаря этому вы лучше поймете материал и получите удовольствие, поделившись своими знаниями с другими.

Преимущества знания модели четырех уровней компетенции

Знание того, как идет процесс обучения, позволяет реалистично управлять ожиданиями в отношении ожидаемых результатов.

Знание каждого уровня компетенции поможет вам понять эмоции, сопровождающие этот процесс. Это важно для любого обучающегося.

Приобретение новых компетенций, несомненно, является источником удовлетворения, но это также трудоемкая задача, требующая решения индивидуальных проблем.

Те, кто обучает других, лучше понимают эмоции и реакции обучаемых. Человек, осознающий свою некомпетентность, по-другому реагирует на задачу, чем тот, кто не осознает своего незнания.

Знание четырех этапов компетенции позволяет тренерам определять потребности в обучении и разрабатывать его цели в зависимости от того, где находится их целевая аудитория в любой момент времени.

Некоторые считают, что к этой модели можно добавить и пятую стадию, то есть сознательную компетентность.

Теперь любой, кто прошел через 4 ступени лестницы компетенций, может полностью понять этот процесс. Такой вид самопознания неоценим для тренеров, наставников или фасилитаторов, управляющих группами .