11.04.2021, 7:39

Три основных сценария глупого поведения людей

Три основных сценария глупого поведения людей

Венгерские ученые задались целью составить список критериев, по которым люди определяют конкретное поведение как глупое. За основу исследования специалисты взяли собранные в Интернете истории, описывающие поведение, которое они считали, мягко говоря, не очень разумным, и наблюдали, как его оценивают другие.

Если один человек назовет что-то глупым, высока вероятность, что другие поступят так же.

Исследователи обнаружили, что участники эксперимента в основном придерживались схожих мнений о том, что является глупым, а что нет - процент согласия достигал 90%.

Акзель вместе с двумя другими специалистами в области психологии Бенце Палфи и Золтаном Кекечем выбрали на порталах, в блогах, форумах и в других интернет-источниках 180 историй, описывающих неразумное поведение героев.

В эксперименте приняли участие 154 студента, задачей которых было прочитать представленные им истории и решить, можно ли считать поведение конкретных людей глупым. Затем участники эксперимента заполнили анкету, оценив степень глупости по шкале от 1 до 10 и отметив из списка причины, по которым они считали конкретное поведение необоснованным.

Ученые обнаружили, что поведение, которое считается глупым, включает три основных сценария, характеризующихся определенными типами поведения:

- Чрезмерная самоуверенность: вы думали, что сможете это сделать, но не смогли.
- Отсутствие контроля: вы знали, что не должны, но вы не контролировали свои действия.
- Отвлечение: вы не обращали внимание.

Другие интересные выводы, сделанные в результате эксперимента:

- Люди с высоким интеллектом не обязательно избегают глупых поступков.
вовлеченный в глупое поведение, может использовать другие критерии.
- Понимание причин глупого поведения может помочь людям предупредить других, чтобы они не поступали глупо, поэтому вместо того, чтобы говорить: «Ты глупый», лучше сказать: «Ты самоуверен».

Если вы хотите избежать какой-либо глупости, вы, вероятно, не должны слишком завышать свои навыки по сравнению с тем, что у вас есть на самом деле. Однако это достаточно сложно для человека.

Многие эксперименты показывают, что мы не можем точно оценить свои навыки. Из-за когнитивных ошибок, которые мы совершаем, мы чаще всего преувеличиваем мнение о себе. Поэтому только полное понимание состояния собственного знания или незнания открывает путь к развитию. Но готовы ли вы к конструктивной критике и противостоянию действительности?

Например, по результатам самооценки навыков вождения, большинство водителей оценивают их существенно выше среднего. Такие результаты были получены в других исследованиях и показали, что люди склонны переоценивать свои компетенции.

Этот механизм был впервые описан в 1999 году психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером, работавшими в Корнельском университете.

Эффект Даннинга-Крюгера объясняет, почему мы часто считаем себя лучше других, когда речь идет об оценке здоровья, лидерских качествах, этическом поведении и множестве других компетенций. Интересно, что люди с наихудшими результатами чаще переоценивают свои навыки, часто оценивая свои компетенции даже на экспертном уровне.

Ученые, проведя серию экспериментов, показали, что степень невежества часто для нас неочевидна.

Эффект Даннинга-Крюгера также связан с трудностями в способности людей смотреть на собственное поведение на расстоянии. Мы судим о себе только с нашей ограниченной и субъективной точки зрения. С этой ограниченной точки зрения мы считаем себя квалифицированными, компетентными и лучше других.

Крюгер и Даннинг пришли к выводу, что люди, не обладающие знаниями и навыками в определенной области, страдают дважды.

Во-первых, они совершают ошибки и принимают неверные решения.
Но во-вторых, те же пробелы в знаниях не позволяют им увидеть собственные ошибки. Другими словами, им не хватает знаний и осведомленности, необходимых для признания своих ошибок.

На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера?

На каждого из нас.
Все мы попадаем в ловушку искаженного самовосприятия. У всех есть уровни некомпетентности, которых они не осознают. Независимо от того, насколько мы хорошо информированы или опытны, у каждого есть области, в которых он является любителем. Никто не разбирается во всем.

Люди, которые являются настоящими экспертами в одной области, могут ошибочно полагать, что их интеллект и знания передаются в другие области.

Хороший инженер может быть очень плохим писателем. Чтобы уметь распознавать свои недостатки, он должен знать правила грамматики, композиции и т. д. Поскольку ему не хватает таких навыков, он не признает своей некомпетентности.