Сидячий образ жизни усугубляет последствия старения
Наш малоподвижный образ жизни лишает нас самого ценного в физической активности - огромного разнообразия механизмов восстановления, которые продолжают восстанавливать миниатюрные повреждения организмов в сообществах охотников-собирателей и фермеров.
Отсутствие этих механизмов становится все более разрушительным и серьезным по мере того, как мы становимся старше. Вот почему биолог-эволюционист Дэниел Либерман из Гарвардского университета призывает людей поддерживать высокий уровень физической активности на протяжении многих лет.
Профессор Либерман сравнил продолжительность здоровой жизни и уровень физической активности представителей индустриального западного общества - американцев - и неиндустриальных сообществ. Ученый говорит, что охотники-собиратели более физически активны на протяжении всей своей жизни, чем жители Запада, но это особенно верно с возрастом. С возрастом средний человек нашей цивилизации замедляется и становится все менее и менее активным. Поэтому в старости мы в 6-10 раз менее активны, чем наши сверстники из сообщества охотников-собирателей. Более того, тогда они часто повышают свою активность и дольше нас сохраняют хорошее здоровье.
С возрастом они стали очень физически активными. В сообществах охотников-собирателей не бывает выхода на пенсию. Вы работаете всю оставшуюся жизнь. Либерман отмечает, что здесь нет выходных или праздников.
С охотниками-собирателями у нас происходит обратный процесс. Бабушки там более активны, чем мамы. Женщины, которые уже вырастили своих детей, увеличивают физическую активность. Они тратят больше времени на сбор еды. Бабушки тратят на это от 4 до 8 часов в день, а матери от 2 до 5 часов. Организм, вынужденный к постоянным физическим нагрузкам, должен тратить много энергии на постоянное восстановление различных типов микроповреждений, разорванных мышц и перегруженных суставов.
Физические упражнения вызывают выброс антиоксидантов, противовоспалительных веществ и улучшают кровоток. В свою очередь, процессы, связанные с восстановлением клеток и ДНК, снижают риск болезни Альцгеймера, диабета, рака, депрессии и остеопороза.
Мы эволюционно подготовлены к физической активности в старости. Благодаря этому у нас есть эффективные механизмы восстановления организма, которые помогают противодействовать негативным последствиям старения. Мы никогда не развивались, чтобы оставаться бездеятельными. Поэтому, если мы ведем малоподвижный образ жизни, эти корректирующие механизмы не работают в той степени, в какой они работают, когда мы активны, - говорит ученый.
Либерман говорит, что ему пришла в голову идея поразмышлять о происхождении современной культуры физических упражнений, когда он проводил исследования среди неиндустриальных племен. Эти люди обычно были физически лучше, чем жители Запада, но всегда удивлялись, когда их спрашивали об упражнениях и тренировках. Однажды он спросил о тренировках у племени, известного своей выносливостью в беге. Мужчина был удивлен и спросил, зачем кому-то бежать, если ему не нужно. Их обучение - это их жизнь. Они физически активны, потому что вынуждены постоянно пересекать горы и долины, они фермеры. В той части света, которую я изучаю, никто не бегает на несколько километров, даже если они очень хорошо бегают.
В ходе своих исследований ученый понял, что физическая подготовка - это концепция богатого индустриального Запада. На протяжении большей части мира и на протяжении большей части истории люди занимались физическими упражнениями, потому что им это было необходимо или они получили от них пользу.
Либерман заметил, что охотники-собиратели, которые не пострадали и не заболели серьезными заболеваниями, жили примерно столько же, сколько и жители Запада. Однако есть принципиальная разница. Продолжительность их здоровой жизни почти равна общей продолжительности жизни. Между тем на Западе распространено опасение, что мы проведем последние годы своей жизни больными, дряхлыми людьми.
Поэтому ученый призывает людей поддерживать высокий уровень физической активности в пожилом возрасте. И он цитирует исследование 21000 выпускников Гарвардского университета. Они обнаружили, что упражнения средней и высокой интенсивности, сжигающие не менее 2000 калорий в неделю, значительно снижают риск смерти. У людей в возрасте 25–49 лет он был на 21% ниже, чем у тех, кто не занимался спортом, а у людей в возрасте 50–59 лет такая активность снижала риск смерти на 36%, а в возрасте 70–84 лет этот процент увеличился до 50%.