Гибридный автомобиль - мода, источник неприятностей или, может быть, действительно хороший способ дешево ездить?
Что-то, что несколько лет назад казалось причудой, медленно захватывает и российские дороги.
Гибридные автомобили становятся все более популярными, потому что их цены падают, а водителей соблазняет видение действительной экономии топлива.
Однако возникает вопрос - выгодна ли покупка гибридного автомобиля?
В народе «гибриды» - это, как следует из названия, автомобили, приводимые в действие двумя источниками.
Чаще всего в основе лежит бензиновый двигатель (хотя все чаще встречаются и дизели), который должен гарантировать запас мощности в дороге и быть своеобразным «резервом» для второго агрегата - электродвигателя.
Слово «двигатель», возможно, не идеально, потому что на самом деле мы имеем дело с генератором энергии немного большего размера, который питает всю электрическую систему автомобиля и снабжает его энергией для движения.
Идея гибридного автомобиля заключается в том, чтобы привести к ситуации, когда традиционный двигатель внутреннего сгорания только дополняет электрический.
Большинство водителей ездят по городу, и в таких условиях они не в состоянии обеспечить оптимальную нагрузку на бензиновый или дизельный агрегат.
Электродвигатель совсем другой - в городских условиях он чувствует себя как рыба в воде. Поэтому гибридный автомобиль приводится в движение в основном электроэнергией, которая накапливается в специальных аккумуляторах - электроток генерируется во время работы двигателя внутреннего сгорания, а в более новых конструкциях он также возникает, например, при торможении.
Когда электроэнергии нет, обеспечение движения автомобиля автоматически возвращается к двигателю внутреннего сгорания.
Наличие под капотом двух источников энергии дает огромные преимущества. Не только значительно меньший расход топлива, но и уверенность в оптимальном добавлении мощности.
Что происходит? Гибридная машина хорошо работает не только в городе. Она также показывает свои качества на дороге, когда, например, нам нужно быстро разогнаться - тогда электродвигатель добавит энергии ДВС, в результате чего водитель почувствует резкое увеличение мощности, как будто под капотом находится очень мощный двигатель.
Такое взаимодействие всегда происходит, когда двигатель внутреннего сгорания находится под большой нагрузкой. При медленной езде или стоянии в пробках большинство задач выполняет электроагрегат.
У гибридного автомобиля расход топлива явно ниже, чем у автомобиля с бензиновым двигателем.
Возьмем для примера гибридный автомобиль - Toyota Prius. Для езды по городу без всяких усилий со стороны водителя средний расход топлива, показанный компьютером, составил 5,6 литра.
Выгодно ли покупать гибридный автомобиль?
Гибридные автомобили для нас больше не являются чем-то необычным - этот тип привода можно встретить в автомобилях практически всех сегментов.
Более того, производители придерживаются разумной ценовой политики - новый гибридный автомобиль ненамного дороже, чем дизельный.
Но если сравнить с ценой на машину с бензиновым двигателем, то цена существенно выше.
Новая Toyota RAV4 2021 года:
автомобиль с бензиновым двигателем 2,5 л мощностью 199 л.с., цена 2500000 рублей;
в гибридной версии с двигателем 2,5 л мощностью 219 л.с., цена 3400000 рублей;
Как видите, разница в цене между бензиновыми и гибридными версиями очень значительна - от 900000 рублей.
Если предположить, что гибрид позволит сэкономить до 4,5 литров бензина на 100 километров при среднем пробеге 1000 километров в месяц, то годовая экономия на топливе составит 26352 рубля (предположим, что цена бензина составляет 48,8 рублей за литр 95).
Таким образом, легко подсчитать, что разница в цене автомобиля с гибридным двигателем и бензиновым двигателем не будет компенсирована ценой израсходованного бензина даже более чем через 10 лет. Не слишком ли это долго.
Вывод: покупка гибридного автомобиля может окупиться только для людей, которые проезжают очень большие расстояния и то за много лет.
Экономического смысла нет, но...
С этой точки зрения покупка нового гибрида не может окупиться в долгосрочной перспективе (в случае вторичного рынка она может измениться - это зависит от цены конкретного экземпляра).
Однако мы не можем предсказать, как будут развиваться цены на топливо в будущем. С другой стороны, сегодня сложно оценить потенциальную интенсивность отказов гибридного привода, возможную стоимость замены аккумуляторов (которые имеют ограниченный срок службы), а также потенциальный спрос на гибридные автомобили на вторичном рынке - может оказаться, что при перепродаже машины мы потеряем на гибриде больше, чем на машине с двигателем внутреннего сгорания.
Так что однозначно ответить на вопрос, выгодна ли покупка гибридного автомобиля, сложно. С экономической точки зрения, определенно нет. Однако не будем забывать и о других вещах, а именно о комфорте вождения (он действительно высок), стоимости обслуживания (на гибриды обычно распространяется более длительная гарантия) и очень высокой вероятности введения высоких комиссий для владельцев автомобилей с неэкологичным двигателем.