Ненадежность источника не влияет на оценку информации, когда она эмоционально заряжена
Эмоциональные заголовки влияют на наше суждение о других людях, даже если мы считаем их источник ненадежным, говорят нейропсихологи из Берлинского университета Гумбольдта.
Благодаря техническому прогрессу слухи, ложь, полуправда распространяются быстро и очень широко. Они всегда доступны онлайн. Хотя их истина часто может быть легко подвергнута сомнению, они влияют на убеждения отдельных людей и общественное мнение. Однако до недавнего времени мы мало знали о том, как ложная информация обрабатывается в мозгу и как его неврологические процессы влияют на наши суждения.
Недавние исследования в области нейропсихологии показывают, что эмоционально заряженные заголовки оказывают сильное влияние на то, как мы обрабатываем информацию и наше суждение о других людях, даже если мы считаем, что источник заголовков ненадежен.
Может показаться, что то, насколько надежным мы считаем данный источник информации, должно влиять на то, как мы оцениваем саму информацию, предоставленную источником. Исследователи из Университета Гумбольдта решили выяснить, влияет ли наша оценка достоверности источника информации на нашу оценку эмоционально окрашенных заголовков из этого источника.
С этой целью они столкнули респондентов с фиктивными заголовками, размещенными на веб-сайтах, внешне идентичных известным немецким новостным сайтам. Респондентам приходилось сталкиваться с эмоционально заряженными заголовками и нейтральными заголовками о вымышленных людях. После прочтения заголовков был сделан небольшой перерыв, и затем была записана мозговая активность, в то время как испытуемые должны были выразить свое мнение об описанных вымышленных людях по их фотографиям.
Хотя респонденты по-разному оценивали доверие к веб-сайтам, оказалось, что это не играет роли в сформированных ими мнениях. Оказалось, что эмоциональный заряд, содержащийся в заголовке, повлиял на мнения.
Даже если респондент не доверял данному источнику информации, под влиянием эмоционального заголовка он выражал крайние мнения о людях, чье отрицательное или положительное поведение описывалось в заголовке. Когда в заголовке описывалось негативное поведение, респонденты считали человека неприятным и имели негативные черты, в то время как в заголовке описывалось позитивное поведение, мнение о человеке было положительным.
В ходе эксперимента активность мозга испытуемых регистрировалась с помощью ЭЭГ. Это позволяет различать быстрые эмоциональные реакции и более медленные, преднамеренные реакции. Исследователи ожидали увидеть на диаграммах ЭЭГ сначала быструю эмоциональную реакцию на заголовок, а затем более медленную реакцию, что указывает на то, что испытуемый рассматривает достоверность источника и размышляет о рейтинге человека. Однако ничего подобного замечено не было. И ранние, и поздние реакции мозга были быстрыми, эмоциональными и не зависели от достоверности источника.
Исследователи пришли к выводу, что наши сомнения относительно достоверности источника не влияют на оценку информации, когда она эмоционально заряжена.