21.11.2019, 17:04

Надо ли снижать допустимую скорость в городах и уменьшать нештрафуемый порог превышения скорости

Надо ли снижать допустимую скорость в городах и уменьшать нештрафуемый порог превышения скорости

В блоге известного российского блогера, почитателя передвижения пешком или на велосипеде, и ратующего за то, что города должны быть преимущественно приспособлены для передвижения пешеходов и велосипедистов, недавно появился текст, что он доволен тем, что недавно дискуссия о необходимости снизить допустимую скорость в наших городах до 50 км/час наконец-то вышла на уровень правительства.

По его мнению, это хорошо, но проблема в том, что вообще никакой дискуссии быть не должно. Просто давно пора это сделать.

По его мнению «Водители – это не народ. Автомобилизация в России в два раза ниже, чем в Европе. На каждую тысячу россиян приходится 310 легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Если убрать из этого списка служебные машины и эти самые "лёгкие коммерческие", останется где-нибудь 200-250 автомобилей на тысячу россиян. И сейчас эта четвертая или пятая часть населения поднимает жуткий вой, надеясь защитить своё право убивать людей на дорогах».

А действительно, не пора ли снизить предел скорости и уменьшить нештрафуемый порог?

В тексте в пример приводятся ограничения скорости в городах Европы, Токио, Пекине, Нью-Йорке, Торонто и некоторых других, размеры штрафов и смертность от ДТП.

Однако не все так однозначно, даже, если посмотреть приводимые данные.

Например, по смертности от ДТП на 100 тысяч жителей:

Москва, ограничение скорости 60 км/час находится на 17 месте,
Амстердам с 50 км/час и нештрафуемым порогом в 3 км – на 16 месте,
Нью-Йорк с его 40 км/час и отсутствием нештрафуемого порога – на 14 месте,
Пекин с его 30 км/час на однополосных дорогах – на 19 месте,
Минск с его 60 км/час и 10 км нештрафуемого порога – на 7 месте,
Хельсинки с 30 км/час – на 5 месте (всего на 2 места лучше, чем в Минске),
Токио с 60 км/час - на 4 месте.

Теперь о высоких штрафах «у них».

В России очень большой разброс величины зарплат. Средняя зарплата в России в 2019 году около 45 000 рублей. Модальная (самая частая) зарплата в 2019 году – 23 500 рублей. Это почти вдвое меньше, чем средняя зарплата представляемая Росстатом.

Штраф за превышение лимита на 21-30 км/ час:

Возьмем Голландию (Амстердам). Минимальная зарплата – 1 635 (около 115 267 рублей) евро, средняя – 2 855 евро (около 201 277 рублей).

Итак: Минимальная зарплата в России в 10 раз меньше, самая частая в 8,5 раз меньше, средняя (официальная) в 4,5 раза меньше.

Штраф за превышение на 20-30 км составляет, как написано 157-274 евро (11 068 – 19 317 рублей). Однако такой размер штрафа не принес особой пользы – 16 место по смертности от ДТП.

Нью-Йорк. Штраф за превышение на 17-48 км/час, как указано 180-300 долларов (11 340 – 18 900 рублей). Тоже не очень эффективен - 14 место.

Пекин. Штраф за превышение скорости свыше 50% выше ограничения 2 000 юаней (18 200 рублей). Отсутствие эффекта – 19 место.

Вывод из представленных данных блогером делается такой:

«Как видно из представленных данных, в городах и странах с относительно высокими штрафами и низким нештрафуемым порогом (0-3 км/ч) показатель социального риска в 2-4 раза ниже, чем в Москве.
Максимальная пропускная способность улицы достигается при скорости 50 км/ч. Она же является предельной для вероятного выживания более слабых участников дорожного движения в случае столкновения с машиной. Более высокая скорость смертельно опасна для «групп риска» - пешеходов, велосипедистов, водителей средств индивидуальной мобильности».

А как же тогда низкий показатель смертности в ДТП при 60 км/час в Минске (порог 10 км/час) - 7 место и Токио – 4 место?
И высокий показатель смертности в Нью-Йорке при ограничении 40 км/ час и отсутствии нештрафуемого порога – 14 место и Пекине при 30 км/час на однополосных дорогах – 19 место?

По-видимому, величина лимита скорости и величина штрафов это не самые важные ограничения, которые снижают смертность на дорогах.

И снижение нештрафуемого порога до 5 км/час и ограничение скорости в городах до 50 км/час вряд ли что-то дадут.

Почему? Да потому, что отсутствует неотвратимость наказания за нарушение ПДД. Какой смысл снижать порог скорости и нештрафуемый порог, если во многих городах очень мало технических средств контроля, не говоря уже об инспекторах ДПС на дорогах?

Сколько водителей в России разговаривают по телефону во время управления автомобилем, вы сами можете видеть каждый день.

Эксперты в области безопасности на дорогах из США считают, что смартфоны являются основной причиной роста смертности на дорогах, несмотря на то, что качество дорог и безопасность автомобилей улучшаются.

А штраф за использование мобильника во время управления авто в России не маленький – 1 500 рублей. И что, его размер как-то влияет на количество разговаривающих за рулем? Нет. Потому, что наказывается мизерное количество таких нарушителей.

Спецпосланник генсека ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт назвал среди основных причин высокой смертности на российских дорогах недостаточное образование в области безопасности на дорогах, пьяную езду и использование смартфона за рулем.

То есть пока водители не будут получать неотвратимое наказание(штрафы), уже прописанные в КоАП за нарушение ПДД, вводить новые наказания или ужесточать имеющиеся не имеет смысла.